Адаптация прошла успешно

Первые месяцы в новом учебном заведении полны стрессов для первокурсников. Для того, чтобы процесс адаптации к условиям колледжа у ребят, только ставших студентами, прошел быстрее и успешнее, с ними был проведён ряд тренингов.

Занятия с педагогом-психологом Ахалая Е.Э. были направлены на знакомство студентов друг с другом и их классным руководителем, на развитие коммуникативных навыков и сплочение коллектива. Важной составляющей тренингов была атмосфера расслабленного, доверительного общения, внимания и уважения участников друг к другу.

Программа тренингов включала в себя вводное упражнение, заключающееся в знакомстве и рассказе трех интересных фактов о себе. Каждый студент добавлял в свой рассказ один ложный факт, в то время как остальные участники пытались его угадать. Это упражнение развивало навыки внимательного слушания и повышение интереса к личностям товарищей. Кроме того, студенты смогли найти для себя друзей по интересам в ходе выполнения упражнения «Солнце светит для тех, кто…»

Важным этапом сплочения было задание на внимание к друг другу, в процессе выполнения которого студенты определяли, чем они похожи, а чем отличаются между собой. Порой подобрать неочевидные факты было трудно, но в этом им помогали факты из предыдущих упражнений.

Испытать друг друга и свою храбрость ребята смогли при проведении известной всем с детства техники «доверительное падение». Каждый студент упал и был подхвачен надежными руками одногруппников, но далеко не каждому это далось так просто! Ведь доверие к новым друзьям только начинает формироваться.

Стать «одним целым» в прямом и переносном смысле студенты смогли в процессе упражнения, где им надо было запутаться и стать «несуществующим животным» с головой и хвостиком. Часто роль лидера или главенствующего участника приходилось брать на себя классным руководителям, но порой сами студенты вызывались на эту роль, что хорошо показывает их способность брать на себя ответственность вести команду за собой. Ребятам пришлось выполнять простые задания в условиях повышенного дискомфорта, а сделать это успешно они могли только объединив усилия и прислушавшись к друг другу.

В результате работы в группах выявлены первичные признаки формирования коллектива. Проведенные упражнения сняли психоэмоциональное напряжение, способствовали активному взаимодействию студентов, объединили членов группы между собой. На момент проведения тренингов в каждой учебной группе были сформированы микрогруппы, и многие студенты признали, что тренинг помог им установить контакты с теми ребятами, с которыми они раньше  близко не общались. А это – хороший результат и залог для дальнейшего сплочения коллектива.

Большинство групп проявили себя с положительной стороны, показали  высокую организованность, позитивный настрой, готовность к активной и плодотворной работе.

Отдельные группы  обратили на себя внимание увлеченностью, при выполнении заданий, но высокая эмоциональность и импульсивность поведения могут создать проблемы в управлении.

Проведенные тренинги в целом показали благоприятный психоэмоциональный фон в группах, в процессе занятий были намечены перспективы для дальнейшей индивидуальной и групповой работы со студентами.

Психологический климат в группах и морально-психологическое состояние первокурсников оцениваются на «хорошо».

Автор: Педагог-психолог — Ахалая Е.Э.