Образовательный мастер-класс «Подкасты: что делать, если не можешь молчать!»

18 ноября 2022 года обучающиеся групп 90002114, 90002115, 90002205 специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах совместно с преподавателями Виниченко М.А. и Шевченко О.А. приняли участие в образовательном мастер-классе на тему «Подкасты: что делать, если не можешь молчать!».

Спикером данного мероприятия выступил Громов Иван Александрович — руководитель Центра инновационной журналистики Дирекции новых медиа МИА <Россия сегодня>.

Макренкова Камилла, группа 90002205: «Мы прослушали 2 очень интересных  и познавательных подкаста. В повседневной жизни нам часто не хватает времени на изучение истории или же легенд. В жизни мы часто читаем литературу разных стилей, но редко мы задаемся вопросом «Откуда произошло это слово?».

Первый подкаст «Как это по-русски»: о русском языке и об изменениях, которые с ним происходят, студенты получили ответ на вопрос: откуда берутся новые слова и куда исчезают старые.

Историю русской литературы принято делить на два периода: с 11 по 17 век относят к средневековью, а творчество с 19 по 21 век считается литературой нового времени. 18 век считается связующим между двумя периодами, однако изучен хуже всего из-за РАПО.

Менее чем за 100 лет русская литература из религиозной превратилась в советскую. В Древней Руси главным искусством была живопись. Во время правления Петра I литература стала культуроцентричной.

В начале XVII века за написание стихов можно было пострадать. Они считались виршами. Со временем отношение к виршам изменилось. Их сочинения стало признаком образованности. В 1667 году появилась должность придворного поэта. В XVIII веке культура виршеплетства достигла своего апогея. Увлечение стихами приводило к тому, что почти всё писалось в стихах.

Александр Пушкин являлся последним придворным поэтом. К середине XVIII века Ломоносовым была завершена стихотворная реформа. Так в России за 20 лет сложилась система стихосложения, которой мы пользуемся по сей день.

В XVIII веке русские писатели увлеклись журналистикой. Сумороков обличал пороки дворян в своих произведениях, из-за чего конфликтовал с Екатериной II. Радищев 6 лет провел в сибирской ссылке из-за книги, в которой призывал к свержению монархии.  Ломоносов буквально рассказывал Елизавете Петровне, как ей царствовать, однако ничего не вышло.

Одним из важных процессов стала демократизация литературы. Новое поколение авторов принесли с собой новые образы. Изменилась и жанровая система. Чтобы навести в жанрах порядок Ломоносов, ввел теорию «о трех штилях». Жанры подвергались влиянию со стороны фольклора и церкви, что приводило к разным экспериментам. Фольклор стал источником вдохновения для многих писателей.

К концу XVIII века русская литература приблизилась к своему современному облику. Она перестала быть строго религиозной, отказалась от системы жанров приняла поэзию. Всё это дало дорогу золотому веку литературы.

Во втором подкасте под названием “Какая-то мистика” мы услышали легенду об озере Байкал. Откуда есть-пошло выражение «с бодуна»? Существует несколько версий. Одна из них рассказывает нам что, во время войны озеро Байкал было самое рыбное место, где ловили рыбы. Пищи не было, зато спирта было много. Поэтому рыбаки согревались им. Когда они возвращались домой им говорили «ой, опять с бодуна приехали». Этой легенде более 100 лет.

На восточном берегу Байкала возвышается гора Бархан-Уула. Это священное место, говорят, что так обитают духи. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору в течение года будет чувствовать в себе особую силу, а ещё говорят, что на горе можно разглядеть фигуру Будды, но она открывается лишь тем, кто ведет праведною жизнь. Буряты верят, что на горе обитают небесные владыки, спустившиеся на землю. Недалеко от горы протекает река Ангара, с которой связана одна легенда. Она гласит, что давным-давно жил седой богатырь Байкал, у которого была дочь Ангара. Однажды услышала она о жившем за горами прекрасном уношу Елисее и полюбила его. Узнав это, отец разозлился и решил выдать ее замуж за богатого Иркута. Ангора просила Богов помочь ей. Боги услышали ее и приказали ручьям размыть стены дворца. Вырвалась девушку и бросилась бежать вперед по узким скалам. Выбежал из дворца могучий Байкал, ударил по седой горе, отломил от берега целый утес и с проклятием бросил его в след убегающей дочери, надеясь закрыть ей проход. Но поздно. Ангара уже была далеко. А камень с тех пор так и лежит на том месте, где прорвала утесы Ангара, и зовут его люди «шаманским камнем». Его считают клятвенным местом. Есть поверие, что камень накажет тех, кто говорит неправду.

Михайличенко Анастасия, группа 90002205: «Сегодня для нас провели интересное занятие, где мы с группой слушали подкасты. Я очень люблю литературу и знаю о ней много, поэтому первый подкаст был очень увлекательным. Но больше всего отразился в памяти именно второй, безумно красивые легенды. Благодарна за возможность поучаствовать в таких интересных мероприятиях»

Губина Алена, группа 90002205: «Доступно и интересно подан материал в подкастах. Понятные примеры, манера повествования делают уникальными подкасты. Много интересного узнала об истории литературы, а также про легенды Байкала. За минимум времени в подкасты вложили как можно больше понятного материала. А самое главное, после прослушивания не возникает чувство загруженности и усталости. Хочется делиться полученными знаниями с окружающими!»

После прослушивания подкастов прошла встреча с  дистанционном формате с Иваном Громовым. Говорили про историю развития подкастинга — в России и мире, основные отличия подкастов от радио-формата. Какие бывают виды подкастов, в чем их плюсы и минусы, как начать делать свой подкаст, продвигать и монетизировать его. И какие ошибки совершают почти все подкастеры.

Подкастинг является инновационным средством обучения и может применяться в проектной, лабораторной, исследовательской деятельности, поэтому данная встреча произвела большое впечатление на будущих учителей. Образовательные подкасты наиболее распространены, так как способны передать слушателю значительный объем полезной информации в доступной форме и за ограниченное количество времени.

Авторы: Преподаватели колледжа О.А. Шевченко, М.А. Виниченко